Высшие психические функции - сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. - одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским.(Высшие психические функции: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (процессы восприятия)). Важнейшей характеристикой ВПФ является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» - знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредование ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

Структура ВПФ

Для Выготского знак (слово) - это то «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Знак играет важную роль в структуре ВПФ. Он становится средством опосредования между одним актом деятельности человека и другим (например, для того, чтобы запомнить что-то мы используем систему кодирования информации, чтобы потом ее воспроизвести). При этом сам характер строения высших психических функций можно обозначить как системный. ВПФ представляет собой систему, имеющую иерархический характер, т.е. одни части этой системы подчинены другим. Но система ВПФ не является статичным образованием, на протяжении жизни человека она меняется как теми частями, из которых состоит, так и отношением между ними.

Отличительные свойства ВПФ

произвольность (человек сам управляет своей психической функцией, т.е. человек ставит задачи, цели). Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется и тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия. Осознаваемое стремление к цели и приложение усилий обусловливает сознательную регуляцию деятельности и поведения. Можно сказать, что идея ВПФ исходит из представления о формировании и развитии волевых механизмов в человеке;

осознанность ВПФ;

опосредованность (используются средства). Опосредованность ВПФ видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами, представляют собой соответствующие примеры функционирования ВПФ. В процессе функционирования ВПФ рождаются познавательные и эмоционально-волевые компоненты осознания: значения и смыслы;

социальность по происхождению. ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения - интериоризация, т.е. перенос ("вращивание") социальных форм поведения во внутренний план. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности;

системность.

Память - в коре нашего головного мозга остаются следы от восприятия чего-либо, которые помогают хранить ту или иную информацию в течении длительного времени. Память - это процесс запоминания и сохранения с целью дальнейшего воспроизведения или узнавания чего-либо из прошлого опыта. Процесс запоминания позволяет установить связь одного предмета с другими предметами, или одного явления с другими явлениями и событиями. Она позволяет осуществлять связь между прошлым, настоящим и будущем, а также сообщить устойчивость и связность человеческому жизненному опыту, в качестве предпосылок формирования личности и индивидуальности;

Речь - основной инструмент человеческого общения, позволяющий получать и передавать огромные объемы информации (имеющей смысловую нагрузку или фиксирующей то, что практически невозможно воспринимать органами чувств). Письменная речь позволяет нам сегодня узнавать то, что происходило несколько тысячелетий назад, как жили наши предки, что думали и делали. Речь (в качестве средства общения) помогает нам не ограничивать себя в личном опыте, делиться опытом других людей и народов других стран. Речь помогает нам обогащаться и развиваться на протяжении всей жизни, поскольку носит функциональный характер;

Мышление - это высший познавательный процесс, представляющий собой порождение новой действительности, новейших знаний и активную творческую форму отражения человеком. Оно способно выдать такой результат, который не существует в реальном времени ни у одного субъекта. От других психологических процессов мышление отличается наличием проблемной ситуации, которая решается путем активного изменения заданных условий. Мышление способно расширять границы познания, выходя за пределя чувственно данного. Все теоретические и практические выводы делаются на основании полученной сенсорной информации, отражающей бытие всего того, что непосредственно связанно с используемыми данными. На практике данный психический процесс не применяется отдельно от остальных. Мышление позволяет нам раскрывать суть вещей за счет активного движения идей;

Внимание - данная составляющая является многофункциональной, поскольку выполняет множество различных функций: активизирует нужные физиологические и психологические процессы и тормозит ненужные в настоящий момент времени; осуществляет целенаправленный или организованный отбор поступающей информации в зависимости от актуальных потребностей в данный момент; обеспечивает длительную или избирательную сосредоточенность активности в зависимости от объекта или конкретного вида деятельности; позволяет определить точную детализацию восприятия, избирательность памяти и направленность мыслительной деятельности на продуктивность выполняемого действия. Развитие высших психических функций способствует наилучшему взаимопониманию и адаптации между людьми;

Восприятие - чувственное отображение явлений или предметов объективной действительности. Оно активно воздействует на все органы чувств человека.

Для чего мы говорим о ВПФ в нашем обучении?

Конечно, это важно знать любому человеку имеющему и работающему с детьми. Но это и кладезь информации для тех ведущих игр, которые работают с взрослыми.

Не созревшие ВПФ, либо не пополняемые свежей информацией ВПФ, приводят к депрессивным состояниям и тупикам.

Поэтому работая с людьми, применяя такой инструмент как игра, учение Выготского является основным ресурсом для восстановления ВПФ.

Так как ВПФ являются динанмическими, а не статическими, следовательно они развиваются постоянно на протяжении всей жизни человека и усилить эти процессы для взрослого, это важно.

Если игра имеет одновременно все черты игры, то такая игра является успешной, поэтому ведущему необходимо знать и иметь в своем арсенале свои индивидуальные инструменты по эоциональной окраске игры, держать ориентир на ценностях, иметь понятие игровой среды (об этом подробнее будем рассматривать на дополнительных лекциях), и наконец, ведущий должен дать игроку возможность опираться на собственные силы.

Поэтому вам предлагается составить вашу личную иерархию ценностей.
Выполняя это задание, вы можете опираться на пирамиду Масслоу, например, первый уровень базовые потребности, прочтите про базовые потребности и поразмышляйте о своих собственных ценностях на этом уровне. Например, ценность еды для меня, это красиво оформленная столовая с "правильной посудой", суп подается в супнице, а не в кострюле. Поэтому я записываю, ценность- эстетика в приеме пищи.

Так же составьте список потребностей, за основу так же возьмите пирамиду Масслоу.
Постарайтесь каждую потребность превратить в желание и даже в намерение.
Например, моя потребность, красиво оформленная гостинная и правильно поданная еда. Превращаю эту потребность в желание, и у меня получается желание- хочу красивую посуду, далее превращаю в намерение, хочу купить супницу в магазине посуды за 10000 рублей.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР ИГРОПРАКТИК
Методология. (продолжение)


Лекция посвящена учению Выготского Л.С. а именно, мы обсуждаем высшие психические функции. Это одни из важнейших ресурсов развития человека. В игре мы можем возвращаться в точку не замерания развития этих функций и развивать это даже у взрослых.

Высшие психические функции.

В лекции мы более развернуто говорим об основных чертах игры:
эмоциональная окраска;
ценности;
игровая среда;
собственные силы.

Признаки игровой деятельности.

Домашнее задание:
Дорогие слушатели, я предлагаю вам составить свою иерархию ценностей и свой список потребностей.
В данном задании вы можете опираться на известную всем пирамиду Масслоу.
Свои материалы вы оставляете у себя для дальнейшей работы с ними.

+7 (915) 264-7589
Уник-Ум © 2016
Мы в: