Авторы классификаций игр:

Е.К. Аркин - классифицировал игры по содержанию: военные, игры на бытовые темы, производственные.

П.Ф. Лесгафт - класссифицировал игры в соответствии с возрастной периодизацией детей: «семейные» или имитационные игры и школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, правила.

Н.К. Крупская (игры, созданные самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), организованные, с готовыми правилами).

В современной классификации игры детей дошкольного возраста делятся на две большие группы: творческие (самостоятельные) и игры с правилами.

В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.). В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований.

Доработанная классификация Н.К.Крупской явила новую классификацию детских игр, которая была разработана С.Л. Новоселовой ( игры, возникающие по инициативе детей, игры, возникающие по инициативе взрослых, народные игры).

Длительность сюжетной игры:

- в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.) ;

- в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.) ;

- в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней) .

Содержание - то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

• роли, которые исполняют дети в процессе игры;

• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый такой этап - ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка - 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.

Третий этап развития игры относится к концу второго - началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу) .

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) - собственная ролевая игра.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

• Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

• Театрализованные игры - разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Игры - игры на темы драматизации литературных произведений

Игра драматизация - особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Драматизировать - изображать, разыгрывать литературное произведение. Это помогает глубже понять идкю произведения, ощутить художественную ценность, искренне выразить свои чувства.

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз, за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

• Стоительно - конструктивные игры

Строительно-конструктивные игры - разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Разновидности строительных материалов. Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Педагогу важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

• Творческие игры

Творческие игры - игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Показатели развитого игрового интереса.

1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.

2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.

3. Наличие любимой роли.

4. Нежелание заканчивать игру.

5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования) .

6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

• Дидактические игры - игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

• В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Педагог ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

• Подвижные игры - сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т. д.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Так происходит развитие игр в дошкольном возрасте, но практика показывает, что такая же структура развития возникает и у школьников и подростков и даже взрослых.

Взрослый так же как и ребенок играя в куклы, проявляет себя и нарабатывает опыт который он упустил во взрослом возрасте. Взрослый так же как и ребенок во время игры формирует свое приватное пространство.

Взрослый как и дошкольник после прохождения ролевой игры , демонстрирует эту игру обществу. Это и называется модификационные игры. Это игры, которые пораждают длительное, раскрывающееся изменение в жизни человека прошедшего игру.

Я рекомендую тщательно изучить квалификацию Новоселовой, это вам поможет менять роль во время проведения игр Компании Уник-Ум.

Если ведущий проводит игру подростку или взрослому, он так же пользуется той структурой, которую описала Л.С. Новоселова, например, Если у игрока идет самостоятельная игра и он сам ведет и пространсво игры довольно легко подчиняется его воли, то роль ведущего- это лишь наблюдать, но как только игрок попадает в тупик, как ведущий перевоплащается и начинает задавать данамику игры и вводит некоторые правила, задает вопросы, дает задания, дает поддержку игроку.

На мой взгляд классификация Новоселой наиболее полно раскрывает смысл игры и ее ведения. Именно поэтому я и говорю, что игра возникает либо по воле самого играющего, либо она поддерживается и задается самим ведущим.

Это ценный факт.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИГРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1. УПРАЖНЕНИЯ.
Получение опыта, тренинговые игры. В игре человек получает новый опыт, который по каким- либо причинам он не может получить в реальной жизни. Например, женщина пришедшая на игру, является замужней женщиной, которая постоянно недовольна поведением мужа и устала от своих четверых детей, во время игры получает роль незамужней женщины, без детей и проживает это состояние в игре, по итогам игры и по итогам новых передиваний, она может изменить свою ситуацию в семье, гораздо проще и быстрее, чем не имея этого игровогго опыта.
Так же игрок, может наработать новый практический опыт, например, научиться пеленать ребенка.

2. ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
Игра позволяет нам с легкостью экспериментировать, а вместе с экспериментом мы можем менять действительность, например, если на финансовую игру пришел игрок, который никогда не берет кредиты, то как раз в игре он может сыграть роль человека, постоянно берущего кредиты. Иными словами в игре мы можем пробовать иную реальность, заглянуть за грани своей личной реальности и узнать, что мы получим от новой, иной реальности.

3. СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИЯМИ
Игра позволяет нам прожить в ненастоящей истории реальные эмоции. Таким образом игрок получает новый эмоциональный опыт и расширяют зону эмоционального интеллекта.

Смотреть презентацию

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР ИГРОПРАКТИК
Методология.


Россия за многие многие годы оставила для нас- нынешних педагогов огромное наследие различных техник и методов. Методологи России и Советского Союза оставили для нас великое наследие и я считаю, что познавая новые стороны этих разработок мы приобретаем бесценный дар, который я применяю в создании игр и в игропрактике.

Лев Выготский говорил, что в игре человек видит себя на несколько шагов дальше, чем он есть в данный момент. Действительно в игре человек проявляет себя гораздо выше, чем он проявляет себя в жизни, это его зона ближайшего развития.
Таким образом игра, как магия, позволяет нам увидеть будущее человека, но эта магия подкрепленная научными знаниями и многолетними практиками.

Поэтому игра- это уникальный инструмент для познания себя и развития человека.

В данной лекции вы узнаете о классификации Новоселовой С.Л.
+7 (915) 264-7589
Уник-Ум © 2016
Мы в: